Металл. Труд. «Восход»

Механический завод «Восход», входящий в холдинг «АРКТИК КАПИТАЛ» (Гендиректор Евсеев М.Н.), — единственный в своем роде на территории Якутии. Если же брать в масштабах ДФО, то ближайшее, схожее по профилю производство находится в Магадане. Мощности «Восхода», а главное, его профессиональные рабочие способны производить буквально любую конструкцию: от сборных мостов, емкостей, обогатительного оборудования, грохотов, вахтовых вагонов и вышек сотовой связи до эксклюзивных автозапчастей.

Основной материал, из которого «Восход» производит шедевры тяжелой промышленности – металл, поэтому и станки здесь в основном металлообрабатывающие: токарные, фрезерные, гидроабразивные, терморежущие, сварочные, листогибочные и… каких только нет! Ну, и дух, как только переступаешь порог механического цеха, соответствующий – рабочий!

«Мы должны быть эксклюзивны!»

Начали мы свою деятельность с 2013 года, возрождая пришедший в упадок завод, отдавали себе отчет, что подобного производства в Якутии нет, — рассказывает директор завода Роман Блажевич. – С тех пор мы непрерывно увеличиваем номенклатуру продукции, налаживаем контакты с новыми заказчиками, а наш бренд становится узнаваем не только в стране, но и за рубежом.

Конечно, мы пока не можем составить конкуренцию заводам, находящимся в центральной России, в силу того, что сырье, энергоресурсы и все остальное там дешевле. В то же время Якутск географически выгодно расположен для недропользователей, работающих на территории Якутии.  Поэтому продукция нашего завода ориентирована именно на алмазо-, золото- и нефтегазодобывающие предприятия. Мы для них – местный поставщик и безусловно выигрываем, когда дело касается перевозки негабаритных грузов, когда выгоднее везти из Якутска, чем из центральной России.

Поскольку у нас нет своего сырья, мы вынуждены его сюда привозить. Поэтому мы понимаем, что должны быть эксклюзивны: применяем только высококачественные материалы, а если за что-то беремся, то делаем это с наивысшим качеством.

Главная же наша эксклюзивность – в наличии специалистов высочайшего уровня. Сейчас на заводе работают преимущественно люди молодого возраста до 30-и лет. Осталось и несколько уникальных личностей, которые пережили все реформы, банкротства, смену хозяев и.. остались здесь работать.

Ну что ж, идем в цеха — знакомиться с золотым фондом «Восхода»!

Кадры старые, кадры новые

Александр Крюков, фрезеровщик 6-го разряда.  На заводе трудится с 1991 года. В то время он еще назывался Якутским ремонтно-механическим заводом.

 После перестройки не мог найти работу по своей специальности учителя музыки, — вспоминает Александр Михайлович. – Когда предложили пойти учеником в инструментальный цех, я согласился. Со временем дорос до уровня специалиста широкого профиля, могу работать на нескольких видах фрезерных станков. Знаете, чтобы создать одну шестеренку, необходимо ее обработать на пяти-шести станках. Бывают ли невыполнимые задания? Думаю, все ограничивается возможностями станков.

Петр Острелин, старший мастер токарного цеха, работает на заводе тридцать лет.

   Я пришел на завод в конце 80-х, сразу послу СПТУ-16, где отучился на токаря, — говорит Петр Дмитриевич. — Из нашей группы в 25 человек я единственный, кто стал работать по специальности. Как-то уходил на полгода на мебельную фабрику, но сразу понял: дерево – это не мое, металл мне роднее! Сейчас на заводе все стабилизировалось. Для работников – достойная зарплата, полный соцпакет, продолжительный отпуск, оплачиваемый проезд. Конечно, хотелось бы, чтобы к нам шла молодежь, но пока ажиотажа я не наблюдаю.

Сергей Деменев, токарь 5-го разряда, родом из Красноярска.

Приезжает на завод вахтовым методом, и так уже шесть лет подряд. Несмотря на молодой возраст, имеет солидный опыт работы на других заводах и к своим задачам подходит творчески.

   Главное, что здесь все стабильно и все заработанное выплачивают вовремя, — признается Сергей. — Сейчас изготавливаю на станке корпуса для подшипников конвейерных роликов.

Александр Винокуров, наладчик-электроник из Томска.

Его задача — вдыхать новую жизнь в вышедшие из строя станки. Он скромно умалчивает, что за время работы на «Восходе» в одиночку восстановил станки, которые до него безуспешно, но «задорого» пытались ремонтировать целые бригады наладчиков.

— Сейчас восстанавливаю «гильотину» для рубки металла, — проясняет Александр. — Пришлось полностью перебирать электронную начинку, слишком много повреждений.  И все же думаю, что скоро справлюсь с задачей и в строй будет веден очередной автоматический комплекс!

 Не менее ответственна работа машиниста крана Олега Романова. К слову, он пришел на завод, имея солидный опыт на стройках Якутска в качестве прораба.

— Нас, крановщиков, трое, работаем посменно, а кранов на заводе – восемь, приходится бегать от одного к другому, — улыбается Олег. – Работа ответственная, связанная с нестандартными грузами. Нам, как саперам, ошибиться нельзя: замкнутое пространство, кругом — люди, свои же заводчане. Поэтому каждый год сдаем экзамен на квалификацию. Плюсов на «Восходе» много. Назову самые «жирные»: работа интересная и зарплата вовремя!

По словам директора завода, работа на «Восходе» требует высочайшего профессионализма.

— К примеру, не каждый может настроиться на напряженный темп и при этом делать на станке детали тысячами, — убежден Роман Викторович. — Люди этих профессий выбирают ее неслучайно. К этому должна лежать душа.

Блажевич Роман Викторович – Исполнительный директор

Уникальное производство

В данное время «гвоздь» производства завода «Восход» — тяжелосредные установки для извлечения алмазов из породы с минимальными потерями. Эти модульные конструкции размером с грузовой автомобиль, позволяют на месте добычи оперативно осуществлять разделение породы на ценное сырье и хвосты. Технология известна давно, однако европейцы первыми придумали конструировать их в виде относительно компактного и легко транспортируемого модуля. Не так давно компании закупали аналогичные установки за рубежом. Теперь эти уникальные модули производят в Якутске, на «Восходе»!

Много чего может производить и производит завод для недропользователей. Это и металлоформы по советским ГОСТам, емкости для ГСМ, жилые вагончики на шасси, мостовые конструкции длиной более ста метров. Может сюда обратиться и простой якутянин, уставший в поисках редкой шестерни для авто, либо владелец тяжелой техники, испытывающий такую же проблему. Не откажут – сделают, разумеется, это будет единичная эксклюзивная работа, а потому – недешевая.

— Чем единичное производство хорошо? – поясняет Роман Блажевич. — Тем, что оно дает нашему заводу жить, ведь на серийном аспекте, группе товаров, пользующихся постоянным спросом, в нашем регионе продержаться трудно. Поэтому мы всегда рады заказчикам, с радостью ждем тех, кто постучится к нам в двери!

Алексей РУДЫХ, газета «Якутия»